Основатель стиля  Ёсейкан Минору Мочидзуки

Минору Мочидзуки был первым человеком, который познакомил Европу с боевым искусством айкидо.
• Боевое искусство Дзюдо 7-й дан, Кодокан 8-й дан, Ханси Японской ассоциации Будо, непосредственный ученик создателя Дзюдо.

• Боевое искусство Айкидо 10-й дан, степень Мэйдзи во всемирной ассоциации японских Будо, непосредственный ученик создателя Айкидо.

• Боевое искусство Нихон Дзю-Дзюцу 9-й дан Японской ассоциации Будо.

• Боевое искусство Катори Синто Рю 8-й дан, степень Кейси.

• Боевое искусство Йайдо 8-й дан, Ханси Японской ассоциации Йайдо.

• Боевое искусство Кэндо 5-й дан додже Бусюкан, непосредственный ученик Онега Кура.

• Боевое искусство Дзёдо 5-й дан Японской ассоциации Кэндо, Рэнси.

• Боевое искусство Каратэ 5-й дан, Рэнси.

Минору Мочидзуки родился 7 апреля 1907 года в Шицуока. Его семья переехала в Токио, и в возрасте пяти лет он начал изучать Дзюдо и Кендо. В 1925 году он вступил в Кодокан и уже в июне 1926 года он получил свой чёрный пояс в Дзюдо. Он привлёк внимание мастера Кюдзо Мифунэ, который пригласил к себе помощником инструктора. Тренировки Мочидзуки стали очень напряжёнными, он принимал участие в специальных зимних и летних тренировочных сессиях, не пропустив ни дня.
Желая сохранить традиционные воинские искусства Японии, лидер Кодокана Дзигиро Кано создал специальную секцию Кодокана. Кано поручил Мочидзуки изучать разнообразные дисциплины воинского искусства, которые были присоединены к программе Кодокана: он изучал Айкки-дзюцу под руководством Морихэя Уэсиба, Катори-Синто-рю под началом Ядзаэмон Хаяши, Кэндо под руководством Хакудо Накаяма и Синдо-мусо-рю дзю-дзюцу под началом мастера Такадзи Симидзу. 

В 1930 году Кано отправил Мочидзуки в качестве учи-дэши к основателю Айкидо Морихэю Уэсиба. В 1931 году Мочидзуки заболел и поэтому вернулся в Шицуока, чтобы восстановить силы. Планы об основании секции Бу-дзюцу (военные искусства) Кодокана были отложены, и в конце 1931 года Мочидзуки основал свой додзё в Шицуока – Ёсейкан. Здесь он начал обучать своих студентов всему, что изучил сам.
В 1933 году Мочидзуки был награждён \”Дайто-рю Айки дзю-дзюцу Окудэн Инка\” – комплектом свитков содержащих секрет техники Дайто-рю – в действительности эти свитки являются знаком благодарности, который Мочидзуки принял как мастер системы. 
В 1935г. он достиг пятого Дана в Дзюдо, а в 1936 году у него родился сын Хиро. Когда сын подрос, он стал заниматься по системе отца под руководством Мотокацу Иноуэ. 
В 1930 году Япония расширила свою империю на материк. Монголия и Манчжурия стали марионетками Японии, и в 1938 году Мочидзуки стал директором школы для монголов. В 1940 году он становится префектом Сэй-Суи-га и начинает изучать китайские боевые искусства. В течение этого времени он способствует развитию японских боевых искусств среди населения северного Китая. 
После разгрома Японии в 1945 году, Мочидзуки вернулся в Японию, где он получил 6 Дан Дзюдо. Япония находилась в руинах, и в течение нескольких лет воинские искусства не развивались. В 1950 году Мочидзуки возродил Ёсейкан додзё иностранца Клауд Урвойс и Джим Алчейк. В 1952 году они вернулись во Францию, где вместе с Генри Пли основали Французскую Федерацию Каратэ. В 1954 году Хиро Мочидзуки прибыл во Францию, чтобы обучать Ёсейкан-рю каратэ совместно с другими воинскими искусствами. 
С 1951 году Мастер Мочидзуки демонстрировал японские воинские искусства в Швейцарии, Франции и Тунисе.

 

Ёсэйкан - 'Дворец взращивания праведности'. Основатель школы Ёсэйкан - Минору Мотидзуки дал своему искусству имя, которым называлось фамильное додзё семьи Мотидзуки в Сидзуоке.

В основе учения Ёсэйкан лежат идеи учителей Минору Мотидзуки - Дзигоро Кано и Морихэи Уэсиба: 'сэйрёку дзэнъё дзита кёэй' - 'всеобщее процветание на основе наиболее эффективного использования энергии' и, соответственно, 'банъю айго' - 'всеобщая любовь и гармония'. Способом достижения высоких идеалов является Путь - До, или Мити, т.е. система физического, этического, интеллектуального и духовного воспитания на основе практики приемов самозащиты.

Хотя Минору Мотидзуки изучал различные направления и школы будо, основой Ёсэйкан явились Кодокан Дзюдо и Айкидо. Присутствуют в программе Ёсэйкан и некоторые элементы других направлений, прежде всего Гёкусин-рю Дзюдзюцу и Катори Синто-рю. В основе техники лежит старинный принцип дзюдзюцу 'мягкость одолевает жесткость', причем 'мягкость' Сэнсэй Мотидзуки объяснял как рациональность, которая позволяет более слабому заимствовать силу от более сильного противника, подобно тому, как 'вода стекает с вершины горы к ее подножию'.

Обучение Ёсэйкан начинается с базовых элементов: различных вариантами укэми - страховок при падениях, тэходоки - освобождений от различных захватов, которые в дальнейшем служат основой для различных бросков и болевых приемов, и тайсабаки - приемов маневрирования. Далее изучается не очень большой набор приемов, которые могут быть использованы для противостояния атакам различных типов: броскам, ударам, болевым и удушающим приемам. Сначала приемы отрабатываются в тактическом варианте го-но сэн - когда атака противника уже оформилась, ученик защищается и отвечает контратакой. На следующей ступени изучается техника сэн-но сэн - опережения противника.

В основе системы обучения Ёсэйкан лежит так называемый базово-кустовой метод. Так, осваивая тэходоки, ученик не просто учится освобождаться от захватов противника, но и осваивает базовые способы маневрирования, позволяющие выйти из зоны поражения противника и занять по отношению к нему наиболее выгодную позицию (цукури), выведения из равновесия (кудзуси) и способы контроля над действиями противника, а потом эти элементы трансформируются в броски и болевые приемы. По сути дела, изучая тэходоки, ученик осваивает несколько стандартных подготовок приемов, которые в дальнейшем реализуются во всех многообразных приемах Ёсэйкан. Благодаря этому, выработка необходимых навыков существенно ускоряется, поскольку на тренировках ученики фактически без конца повторяют одни и те же элементы.

Говоря об особенностях методики Ёсэйкан, необходимо отметить, что здесь все приемы в стойке отрабатываются в жестком соответствии с разделением действий на фазы принятым в Кодокан Дзюдо: кудзуси - выведение противника из равновесия, цукури - подготовку приема (занятие исходной позиции для проведения приема) и какэ - собственно прием.

Особое внимание уделяется выведению из равновесия. В Ёсэйкан не используются характерные для Айкидо Айкикай мягкие вовлечения в прием, рассчитанные на провал противника в атаке и использование динамики его движения. Здесь каждый вход подразумевает в обязательном порядке проведение блока, толчка или даже удара, который дезориентирует и отвлекает противника и выводит его из равновесия (фаза выведения из равновесия - кудзуси).

Одновременно с блоком или ударом боец сближается с атакующим, уходя в безопасную зону, и берет тот или иной захват, резко ограничивающий свободу действий противника (фаза подготовки приема - цукури).

Далее следует бросок или болевой прием (фаза проведения приема - какэ) с возможностью последующего удержания.

Что же касается приемов борьбы на земле - 'нэ-вадза' то, по мнению Сэнсэя Минору Мотидзуки главное в них - умение преподнести противнику 'сюрприз'. Поэтому при отработке техники нэ-вадза поощряется творческий подход. Такое сочетание жесткой схемы с произвольной работой в целом дает хороший педагогический эффект: жестко структурированные приемы борьбы в стойке позволяют развить быстрые рефлексы, а вольная проработка техники борьбы лежа развивает память, воображение и фантазию.

Несмотря на то, что большинство приемов Ёсэйкан имеют аналоги либо в Айкидо, либо в Дзюдо, эта система значительно отличается и от того, и от другого направления будо. Если техника начального уровня для непосвященного может показаться стандартной техникой Айкидо, то на более высоких уровнях появляются и такие приемы, которых в Айкидо просто нет: броски с использованием ног (аси-вадза), броски с использованием бедер (коси-вадза), броски с падением (сутэми-вадза), удушающие приемы (симэ-вадза), приемы борьбы на земле (нэ-вадза). Если в традиционном Айкидо в тайсабаки используются вращения только в горизонтальной плоскости, то в системе Ёсэйкан мастер движется как шар, вращаясь во всех плоскостях. Наконец, в отличие от Айкидо в Ёсэйкан существует несколько ката. Размышляя над идеей профессора Кано о максимально эффективном использовании физических и психических сил, Сэнсэй Мотидзуки пришел к выводу, что она может быть идеально реализована в технике бросков с падением (сутэми-вадза), в которых могут быть максимально использованы сила, скорость движения и вес тела. С точки зрения основателя Ёсэйкан, броски с падением - это высшая техника борьбы. Дело в том, что в схватке двух мастеров высокого класса трудно провести эффективный прием, здесь приходится вкладывать в прием всю силу, выигрывать на каждой мелочи, и именно поэтому на соревнованиях по Дзюдо высокого уровня броски проводятся, как правило, с падением бросающего. Говоря о сутэми-вадза Сэнсэй Мотидзуки отмечал, что маневрирование в стойке (тайсабаки) осуществляется, как правило, только в горизонтальной плоскости, а при выполнении бросков с падением тело бросающего может перемещаться практически в любой плоскости.

Техника сутэми-вадза Ёсэйкан частично заимствована из Гёкусин-рю Дзюдзюцу, частично - из Дзюдо. В зависимости от применяемых кудзуси и какэ различаются приемы хан-сутэми - броски с опусканием на одно колено и дзэн-сутэми - собственно броски с падением.

Как выходец из Дзюдо, Минору Мотидзуки прекрасно знал цену вольным схваткам рандори и, естественно, ввел их в свою систему. Однако рандори в Ёсэйкан несколько отличается от рандори Кодокана, здесь сказывается отсутствие спортивной направленности при изучении техники в школе Ёсэйкан.

По материалам статьи Алексея Горбылева в журнале о боевых искусствах Японии 'ДОДЗЕ' №4/2002